Правовые основы лицензирования добычи подземных вод.
Что такое вода? Данный вопрос из-за своей простоты и очевидности ответа может поставить простого обывателя в тупик. Из школьного курса химии все знают, что вода – это химическое вещество, состоящее из двух атомов водорода и одного – кислорода. Из курса биологии мы знаем, что человеческий организм состоит из воды более чем на 70%. Знания, полученные в школе на уроках географии, говорят о повсеместном распространении воды – водой покрыто более чем две трети планеты Земля. Кроме сказанного каждый из нас понимает, что вода, как основа всех физиологических процессов, это то, без чего, в принципе, невозможна жизнь человека.
Очевидно, что столь серьёзное значение воды в нашей жизни требует особого подхода в вопросах её использования для удовлетворения потребностей общества. С одной стороны, такой природный ресурс как вода должен быть доступным, с другой – использование воды должно осуществляться в строгом соответствии с определенными санитарными и природоохранными требованиями, призванными обеспечить сохранность «источника жизни» для будущих поколений.
Указанное реализуется через установление государством инструментов регулирования вопросов использования водных ресурсов путем принятия на федеральном и региональном уровне соответствующих нормативно-правовых актов.
Согласно основным принципам водного законодательства, установленным Водным кодексом РФ, водные объекты, как места сосредоточения воды, подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.
Так как темой настоящей статьи является лицензирование добычи подземных вод, далее будут рассмотрены вопросы, касающиеся правового регулирования использования подземных водных объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Из этого следует первый вывод: в части вопросов использования подземных водных объектов водное законодательство отсылает нас к сфере регулирования отношений, связанных с пользованием недрами.
Законодательство Российской Федерации о недрах состоит из Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Положениями Закона «О недрах» закреплено условное разделение объектов лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод на две категории участки недр местного значения, определенные статьей 2.3 закона, а также участки недр, лицензирование которых осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (его территориальными органами).
В чем же заключается условность указанного разделения.
Как уже было сказано участки недр, относящиеся к участкам недр местного значения, определены статьей 2.3 Закона «О недрах». Данной нормой установлено, что к участкам недр местного значения (в части подземных вод) относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
То есть, в основу выделения участков недр местного значения положены два основных критерия: целевое назначение использования воды (питьевое либо технологическое водоснабжение), суточный объем водопотребления (не более 500 кубических метров). Распоряжение такими участками недр осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации (статья 4 Закона «О недрах»).
Что же касается объектов недропользования, лицензирование добычи воды по которым осуществляется на федеральном уровне, то в данной части законодательство о недрах, в отличие от участков недр местного значения, не устанавливает чётких критериев отнесения участков недр к уровню федеральных структур: критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения, установленные статьей 2.1 Закона «О недрах», не распространяются на объекты недропользования, в пределах которых ведется добыча подземных вод.
Изложенное указывает на то, что объекты лицензирования добычи воды на федеральном уровне определяются простым исключением из общего государственного фонда недр соответствующих участков недр местного значения. Этот вывод косвенно подтверждается, в том числе, отдельными положениями Закона «О недрах». Так, в частности статьей 16 Закона
«О недрах» установлено, что федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования, за исключением лицензирования пользования участками недр местного значения.
Как указанный вывод может помочь разобраться в предмете нашей статьи. Во-первых, приведенные нормы Закона «О недрах» позволяют очертить круг объектов недропользования, которые касаются подавляющего большинства потенциальных недропользователей. Основная масса потребителей подземных вод (речь не идет о простых гражданах, а имеются в виду хозяйствующие субъекты, для которых вода необходима для тех или иных производственных процессов) в своей потребности в воде вполне укладывается в суточную норму водопотребления не более 500 кубических метров.
Во-вторых, это позволяет нам сосредочить своё внимание именно на региональном регулировании вопросов лицензирования добычи воды, так как указанные объекты недропользования относятся к участкам недр местного значения.
Каким же образом в соответствии с действующим законодательством должны оформляться права на добычу подземных вод в пределах участков недр местного значения.
Согласно статье 11 Закона «О недрах» документом, подтверждающим право на пользование участком недр, является специальное государственное разрешение, оформляемое в виде лицензии на право пользования недрами. Лицензия удостоверяет право её владельца проводить работы, связанные с пользованием недрами, в определенных границах (горный отвод) на заранее оговоренных условиях.
При этом необходимо учитывать, что на получение лицензии могут претендовать лишь категории лиц, которые в соответствии со статьей 9 Закона «О недрах» определены как пользователи недр. Прежде всего речь идет о хозяйствующих субъектах, деятельность которых сводится к извлечению прибыли из её результатов – субъекты предпринимательской деятельности. Физическим лицам лицензия на право пользования недрами выдана быть не может.
В части участков недр местного значения выдача лицензии осуществляется уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования органом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Краснодарского края указанные полномочия, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года № 1250, возложены на министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Выдаче лицензии должно предшествовать принятие указанным органом решения о предоставлении права пользования недрами конкретному субъекту предпринимательской деятельности (пункт 6 статьи 10.1 Закона «О недрах»).
В соответствии со статьями 4, 16 Закона «О недрах» принятие решения о предоставлении права пользования недрами в целях добычи подземных вод осуществляется в порядке, установленном нормативными актами субъекта Российской Федерации.
В Краснодарском крае такой порядок установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2015 года № 703 «Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на территории Краснодарского края».
Требования данного Порядка сводятся к тому, что для предоставления права пользования недрами необходимо представить в министерство заявку установленного образца, к которой должны быть приложены документы подтверждающие, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
В случае если пакет документов подготовлен правильно, заявитель гарантировано становится владельцем лицензии на право пользования недрами. При этом официальные затраты на получение права пользования недрами составляют 7 500 рублей – сумма государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием (статья 333.33 Налогового кодекса РФ).
Таким образом процедура получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод достаточно детально прописана. При должном подходе оформление лицензии проходит в регламентированные сроки и позволяет избежать негативных последствий, связанных, прежде всего, с осуществлением безлицензионного пользования недрами.
Для еще большей убедительности приведенных доводов относительно необходимости оформления лицензии на добычу воды необходимо также напомнить о предусмотренных действующим законодательством мерах ответственности за нарушение требований установленного порядка осуществления добычи подземных вод.
Так согласно статье 49 Закона «О недрах» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В первом случае речь идет об ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данной статье пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Споры, возникающие по факту привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за безлицензионную добычу воды, как правило, заканчиваются не в пользу последних, что подтверждается обширной судебной практикой по данному вопросу.
Помимо административной ответственности необходимо помнить, что уголовным кодексом также предусмотрена наказание за совершение указанных действий.
В соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
То есть, если вы использовали в своей деятельности воду, добытую без оформленных прав на пользование недрами, и эта деятельность сопряжена с извлечением прибыли, то вполне вероятно, что вопросы по данному факту могут возникнуть не только у служб государственного экологического надзора, но и у правоохранительных органов.
Также не стоить забывать, что даже привлечение лица к той или иной ответственности за добычу воды без лицензии не освобождает его от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что если конкретное предприятие или предприниматель ориентированы на осуществление своей деятельности в рамках правового поля и не настроены на работу под «черным флагом», то оформлять лицензию обязательно нужно.
К этому склоняемся и мы. А вот каким будет ответ на вопрос «Оформлять лицензию на воду или нет?» зависит от Вас.
Наша компания обеспечивает получение лицензии на право добычи подземных вод в кратчайшие сроки и с наименьшими для вас затратами. С нашим предложением Вы можете ознакомиться здесь.